Смокотина Татьяна Евгеньевна, дефектолог (тифлопедагог)
«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»
Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на сетчатой оболочке глаза. Радужная оболочка – это цветная часть глаза. Она расположена за роговицей, перед хрусталиком. Радужная оболочка разделяет переднюю и заднюю камеру глаза. Она помогает управлять количеством света, проникающим в глаз. Роговая оболочка глаза – это его прозрачное окно. Роговица составляет 1/6 наружного слоя глаза. Основная функция роговицы состоит в фокусировании света и его передачи на сетчатую оболочку глаза. Сетчатая оболочка глаза состоит из нервов, постилающих заднюю поверхность глаза. Сетчатка воспринимает свет и создает импульсы, которые через зрительный нерв отсылаются в мозг. Рассмотрим основные виды нарушения зрения. При дальнозоркости глазное яблоко вытянуто в вертикальной плоскости и луч света фокусируется за сетчаткой глаза. Поэтому мы видим вдали резко. При близорукости глазное яблоко вытянуто в горизонтальной плоскости и луч света фокусируется перед сетчаткой. Поэтому мы видим вблизи резко. При астигматизме глазное яблоко имеет неправильную форму. В результате чего возникают 2 или 3 фокуса изображения. Поэтому не вблизи, не в дали мы не можем видеть четко. Глаукома – это повышение внутриглазного давления. В передней камере глаза есть особые железы, выделяющие водянистую влагу, которая через особый канал в передней камере оттекает оттуда. Если проводимость этого канала снижается возникает повышение внутриглазного давления и давление начинает сдавливать сосуды и капилляры глаза, при этом может страдать и зрительный нерв. Рассмотрим особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, с нарушениями зрения. Воспитатель группы для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся: · создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения; · осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения; · повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (строгое ограничение зрительной нагрузки во время занятий и т. д.). Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога и тифлопедагога. Одним из основных коррекционных направлений в работе группы является развитие способов зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача – офтальмолога. В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях решаются разные коррекционные задачи. Сенсорное и физическое воспитание – является также важной частью коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия. Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работы в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях. Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть). На занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания. Правила посадки детей с нарушением зрения Детей с амблиопией и косоглазием рекомендуется рассаживать относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу: 1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (- 0,4); 2 ряд – дети с остротой зрения от – 0,4 до – 0,6; 3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (- 0,6 – 1). Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя; дети с расходящимся косоглазием размещаются по центру во 2-3 ряд, а парезами глазных мышц – по центру в зависимости от остроты зрения. · при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия: · при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; · при расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску. · при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске); · детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения. При рассматривании объекта картины детей рекомендуется рассаживать таким образом: · в 2-3 ряда, соблюдая право – левостороннюю окклюзию глаз; · не широким полукругом; · “параллельно” – справа и слева от воспитателя по одному ряду детей. Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия. Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз. Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий (через 15-20 минут игры с наклоном головы следует предложить ребенку подвижные игры с подъемом головы). А теперь хочу предложить вам рассадить котов, относительно их зрительного диагноза. Занятия для детей с нарушением зрения проводятся по традиционному варианту: вводная часть, основная, заключительная, но помимо этого вводятся зрительные гимнастики и физминутки, так как дети быстро утомляются на занятиях. Об этом нам подробно расскажет Галина Михайловна. Особенности проведения фронтальных занятий с детьми с нарушением зрения: · на одном занятии используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, используется также индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения; · детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия. · На фронтальных и подгрупповых занятиях необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывая рекомендации тифлопедагога, уровень развития и возможностей детей, уровень владения ребенком приемами зрительного восприятия, этап лечения, на котором находится ребенок. Дифференцированный подход к детям осуществляется через определение степени самостоятельности ребенка при выполнении задания; через подбор индивидуальных пособий, соответствующих зрительным возможностям детей; через упрощенный или усложненный вариант задания; через дифференцированную оценку результата работы детей. При работе с подгруппой детей педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить детей с ответом, необходимо дать им 1-2 минуты на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует большое внимание обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводки и т. д. Руки двигаются медленно, каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательно индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, необходимо подчеркивать положительные стороны его деятельности, самостоятельность. В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого; быстрое или медленное вхождение ребенка в контакт со взрослым в процессе обучения; темп выполнения заданий; реакцию ребенка на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость); устойчивость внимания во время работы. В индивидуальной работе необходимо соблюдать последовательность, чтобы сформировать систему знаний у ребенка; следует постепенно отрабатывать каждый прием, но без повторения одного и того же задания на одном занятии, один и тот же прием должен отрабатываться на разном содержании. Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место. 1 октября 2021 в 06:28
Прикреплённые файлы:Документ: «Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения» Описание файла:Файл называется: seminar-praktikum_lihh9.pptx Это официальный файл организации «Смокотина Татьяна Евгеньевна, дефектолог (тифлопедагог)», в нём содержится «Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения». Размер файла: 1,86 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.