Смокотина Татьяна Евгеньевна, дефектолог (тифлопедагог)
Тема «Что нужно знать родителям о нарушении зрения у детей»
Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, поэтому родители должны учитывать это. Следует выполнять рекомендации офтальмолога и тифлопедагога, и соблюдать нормы гигиены охраны зрения. Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта зрения у ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Предлагаю вам кратко ознакомится с видами нарушения зрения, и то, какие трудности, возникают в связи с этим у ребенка. Миопия (близорукость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, рассматривают предметы с низко наклоненной головой. Гиперметропия (дальнозоркость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы, особенно большого размера, по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта. Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять линии в рисунках, они часто роняют карандаши и другие предметы, так как не видят четко границы стола и других плоскостей. Косоглазие– заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в рисовании по контуру, при попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии. Для всех детей данной категории (нарушения зрения) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. Родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении. 1. Рабочее место ребенка с нарушениями зрения должно быть оснащено дополнительным освещением. 2. В одежде родителям рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения. 3. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения различных заданий. 4. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика). 5. Взрослый должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить детей с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание. 6. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания. 1 октября 2021 в 06:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.