Смокотина Татьяна Евгеньевна, дефектолог (тифлопедагог)

Тема: Роль семьи в воспитании детей с нарушениями зрения.


Все начинается с семьи. В этом социальном институте ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится правильно вести себя в различных ситуациях. Для ребенка очень важно, чтобы то, чему мы его учим, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Ряд исследований показал, что семья оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на детей с любыми проблемами со здоровьем. Родители допускают серьезные ошибки в воспитании, которые травмируют детскую психику, прививают им невротизм. Поэтому отношения между родителями и детьми, особенно неправильный стиль воспитания и лечения негативно влияют на детей с нарушениями зрения, а значит, и на их социализацию.

Первые три года жизни важны, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации, то есть лишению ребенка зрительной информации, что может повлиять на его двигательное недоразвитие и снижение активности. К трем годам ребенок начинает осознавать характер матери и отца, а к пяти годам осознает свою «особенность», в результате чего у ребенка начинает формироваться неправильное отношение к действительности.

Важным этапом в воспитании ребенка с нарушением зрения является умение занять адекватно правильную позицию по отношению к своему ребенку, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему дефекту.

Неправильное отношение к ребенку с нарушением зрения в семье может выражаться либо в чрезмерной заботе, либо, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нем.

Воспитание в условиях чрезмерной опеки, деспотизма, развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения, негативно влияют на развитие личности слабовидящего ребенка и приводят к неадекватной самооценке.

В первом случае родители из чувства жалости и сострадания окружают его чрезмерным вниманием и помогают там, где он может быть независимым от них. За него стараются все делать: кормить, одевать, мыть в том возрасте, когда зрячие дети делают это сами; не учат убирать игрушки, книги, заправлять постель, выполнять другие виды ухода за собой и помогать по дому; нагружают его игрушками, книгами, сладостями, пытаясь смягчить, скрасить его жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребенку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, они вырабатывают в нем иждивенческие настроения, тормозят развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.

Во втором случае родители и окружающие ребенка открыто выражают недовольство им, подчеркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему должного внимания. Частые напоминания об этом могут сделать его равнодушным к окружающим, а также способствовать развитию изоляции и отчуждения.

Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности, в зависимости от состояния нарушения зрения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушением зрения должны регулярно получать консультации и помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога. Это способствует гармоничному развитию ребенка.

Воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей следующие знания:

 - особенности развития ребенка с патологией зрения;

 - влияние дефекта на формирование психических функций;

- двигательные, социальные и другие навыки;

 - методы и приемы формирования и развития навыков ориентации в пространстве;

 - восприятие предметов и явлений окружающего мира;

 - умение общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми;

- навыки самообслуживания;

- исследование и познание окружающего мира ребенка при помощи сохранных чувств.

Семья должна правильно относится к ребенку с нарушением зрения, как к здоровому, полноценному человеку. Важно, чтобы у всех членов семьи был правильный настрой. Ребенку нужны не жертвы, а нормальное отношение, основанное на настоящей любви. Только принятие ребенка с нарушением зрения в семье способствует адекватному восприятию ребенком самого себя, а в будущем способствует лучшей социализации в обществе, возможности большего развития компенсаторных способностей.

 Важно выбрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребенку, при котором он воспринимается здоровым, но имеет ряд особенностей, связанных со зрением, которые необходимо учитывать при воспитании. Эта позиция создает успешные условия для развития личности ребенка.

Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями зрения

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему, чем вы занимаетесь в данный момент.

2. Перечисляйте все, что вы делаете с ребенком (например: «Сейчас мы постираем. Вот мыло»).

3. Спокойно повторяйте адресованные ребенку слова, просьбы, указания, которые он не слышал из-за нестабильности внимания, присущей детям с нарушениями зрения.

4. Научите ребенка внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы.

5. Воспользуйтесь «золотым правилом»: ««Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте с ребенком экскурсии и обязательно стимулируйте его желание знакомиться с предметами.

  6. Научите ребенка рассматривать окружающие предметы не только зрением, но и наощупь.

1 октября 2021 в 06:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.